SpasiPiter.ru

 

ГЛАВНАЯ

ЗАКОНЫ

СУДЫ

Европейский суд

ПУБЛИКАЦИИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ

ДОКУМЕНТЫ

ОБРАЩЕНИЯ К ВЛАСТЯМ

ИЗБИЕНИЯ | VIOLENCE

МИТИНГИ | CITY DEFENDING ACTIONS

ЛАХТА-ЦЕНТР

ВЫБОРЫ

НАШИ ПОБЕДЫ

Новости градозащиты

ЖКХ

Наведение порядка на Руси

ПОИСК

 

За эту красоту мы приняли бой

Free counters!

Спаси Питер! || Законы || Суды || ЕСПЧ || Публикации || Документы || Обращения к властям

Спасем Санкт-Петербург от варваров!

olga-andronova.livejournal.com
olga-andronova.blogspot.ru

"Господа офицеры, попрошу вас учесть
Кто сберег свои нервы - тот не спас свою честь"

"Трусость - самый страшный порок". М.А. Булгаков

Suum cuique

Кто там рожден, чтобы вымысел Поэта сделать былью?

Не мечите бисер перед свиньями – да не попрут его ногами
(Margaritas ante porcos )
Евангелие от Матфея (гл. 7, ст. 6)


СУДЫ


Переход к материалам дела

РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«НЕЗАВИСИМЫЙ ЭКСПЕРТНО-ПРАВОВОЙ СОВЕТ»

Почтовый адрес: 107045, Москва, а/я 31

тел. (499) 177-20-38, (499) 124-32-41

тел./факс (495) 395-06-88

sovet@neps.ru; cile@rc.ru

www.neps.ru

№83/10 исх. от 21.06.10

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на нарушение конституционных прав и свобод граждан положениями статей 39 (ч.ч. 3-9), 40 (ч.ч. 3,5,6) Градостроительного кодекса Российской Федерации (конституционно-правовое обоснование)

Исходя из представленных материалов, касающихся многочисленных нарушений законодательства Российской Федерации при выдаче губернатором Санкт-Петербурга разрешения Общественно-деловому центру (ОДД «Охта»), гражданка О.О. Андронова полагает, что были нарушены ее конституционные права, в частности статьи 3, 10, 18, 24 (часть 2), 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства (статья 2 Конституции Российской Федерации).

Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2 статьи 3 Конституции Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (часть 2 статьи 4 Конституции Российской Федерации).

1). Согласно статье 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 10 Конституции РФ выражает и закрепляет одну из важнейших основ конституционного права - разделение властей. Важным направлением разделения властей является соблюдение конституционной самостоятельности субъектов РФ и местных самоуправлений в формировании и деятельности их органов публичной власти. Органы каждой из ветвей власти действуют самостоятельно.

Законодательная власть издает законы, на основании которых действуют исполнительная и судебная власти, осуществляет парламентский контроль над исполнительной властью, утверждает, а в некоторых случаях и увольняет должностных лиц исполнительной и судебной власти.

Исполнительная власть одобряет и публикует принятые законодательной властью законы, соблюдает и исполняет их, может вносить в парламент проекты законов, назначает судей, то есть косвенно участвует в осуществлении законодательной и судебной властей.

Судебная власть осуществляет правосудие, применяя Конституцию и законы при решении конкретных дел, толкует Конституцию, может признать законы, акты правительства или их отдельные положения не соответствующими Конституции и законам и лишать их юридической силу, контролируя законодательную и исполнительную власти, а также участвуя в их осуществлении.

Как следует из приложенных документов, была создана Комиссия по землепользованию и застройке Красногвардейского района Санкт-Петербурга (КЗиЗ), являющаяся территориальным подразделением Комиссии по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга, действия которой не подлежат обжалованию в порядке производства по делам, возникающим из публично-правовых отношений, так как территориальная (районная) КЗиЗ не имеет статуса юридического лица и не может выступать в качестве ответчика по делу в суде, несмотря на то, что она реализует государственные полномочия.

В представленных материалах указано, что на публичных слушаниях была представлена только территориальная (районная) Комиссия по землепользованию и застройке Санкт-Петербурга, которая не может считаться органом исполнительной власти субъекта Федерации, как это непосредственно определено в статье 10 Конституции Российской Федерации.

В Градостроительном кодексе РФ, в частях 3-9 статьи 39 нет четкой определенности по порядку проведения публичных слушаний; не определен порядок информированности граждан по итогам проведения данных слушаний; не определен четкий порядок дачи заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства; не определен конкретный срок проведения публичных слушаний; отсутствует четкий порядок определения участников публичных слушаний по вопросу о предоставлению разрешения на условно разрешенный вид использования, а также нет законодательного обоснования представления в комиссию своих предложений и замечаний, касающихся данного вопроса, для включения их в протокол публичных слушаний (в какой форме и в какой срок подаются данные предложения и замечания).

В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственными действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Конституция РФ, ее положения о правах и свободах непосредственно регулируют общественные отношения. Права и свободы признаются непосредственно действующими независимо от того, существуют ли или нет еще законодательные акты, которые призваны, если это необходимо, конкретизировать их, определять правила, а также механизмы и процедуры для их осуществления. Государственный, муниципальный или общественный орган, должностное лицо, либо государственный служащий, или гражданин должен, прежде всего, сверять свои юридические действия непосредственно с Основным законом, Конституцией, а также руководствоваться ей. Конституция является единственным правовым основанием для отмены актов или пресечением действий (бездействий), которые ей противоречат. Особую важность представляет реальность судебной защиты прав и свобод при рассмотрении дел, связанных с обжалованием решений и действий (бездействий) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц и государственных служащих.

Существуют права и свободы, которые не требуют для своего осуществления законодательного регулирования. К ним относятся: свобода мысли, свобода творчества, право на участие в культурной жизни и на доступ к культурным ценностям.

Непосредственное (юридическое) действие прав и свобод человека и гражданина обязывает государство признавать, соблюдать и защищать эти права по всем направлениям и видам публично-властной деятельности.

Как указывает гражданка О.О. Андронова, на практике отсутствует законодательное закрепление процедур принятия заключения по результату публичных слушаний, что приводит к тому, что вопреки воле и замечаниям, изложенным в протоколе, либо направленным в комиссии, в нарушение действующих градостроительных регламентов, КЗиЗ принимает решение о предоставлении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства (часть 4 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации), указывая, и что такое решение принято с учетом мнения населения. Однако в данной части 4 статьи 40 указанного Кодекса не установлена форма учета мнения населения, что является нарушением принципа гласности в деятельности государственных органов исполнительной власти, что приводит к противоречию с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Данное конституционное положение закрепляет право каждого на доступ не только к своей персональной информации, но и другим сведениям, которые непосредственно затрагивают права и свободы гражданина, обязывая тем самым органы государственной власти и местного самоуправления, их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления с соответствующими документами и материалами.

Согласно части 5 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, комиссия на основании заключения по результатам публичных слушаний готовит рекомендации по вопросу о предоставлении отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, на основании которых принимается решение о предоставлении либо отказе в предоставлении решения. Такие рекомендации не являются обязательными для исполнения лицом, уполномоченным на принятие решения о предоставлении разрешения на отклонения от предельных параметров разрешенного строительства. Следовательно, государственную политику в области предоставления разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства осуществляет лицо, не обладающее конституционными полномочиями по обеспечению защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Существующий механизм проведения публичных слушаний обратиться в заявлениями и предложениями по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в КЗиЗ, а также право КЗиЗ оценивать данные обращения, не обеспечивает конституционных гарантий соблюдения прав и свобод человека и гражданина в градостроительной деятельности.

Таким образом, положения частей 3-9 статьи 39, частей 3, 5, 6 Градостроительного кодекса Российской Федерации не соответствуют Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 18, а также части 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации, в той мере, в какой они относят разрешение вопроса по проведению публичных слушаний на предмет предоставления отклонения от предельных параметров разрешенного строительства к ведению органа, не обладающего полномочиями на предоставление разрешений на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства или реконструкции капитального строительства.

2). В указанных материалах гражданка О.О. Андронова также считает, что указанными положениями Градостроительного кодекса РФ были нарушены статьи Конституции Российской Федерации, а именно статья 3, часть 1 статьи 130.

В соответствии со статьей 3 Конституции Российской Федерации носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (часть 1). Это означает, что Россия провозглашается государством народовластия, то есть демократическим государством.

Народ Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления (часть 2). Различают две формы волеизъявления народа: представительная и непосредственная демократия. Представительная демократия есть осуществление народов власти через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражающие волю тех, кого они представляют, а именно: весь народ, население, проживающее на той или иной территории. Выборное представительство образуют избираемые населением государственные органы и органы местного самоуправления.

Непосредственная демократия – это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения. К непосредственной демократии относятся: референдум, выборы, наказы депутатам, отчеты депутатов, отзыв депутата населением, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, а также голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, сходы и собрания граждан, обращения граждан, правотворческая инициатива, территориальное общественное самоуправление, публичные слушания, опросы граждан и т.д.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3).

Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону (часть 4).

Данные конституционные положения тесно переплетаются со статьей 12 Конституции Российской Федерации, согласно которой в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно; органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, согласно которой местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

«Вопросы местного самоуправления» - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно (п. 10 статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ). В данный перечень вопросов местного самоуправления Конституция Российской Федерации включает жилищное строительство (статья 40), муниципальное здравоохранение (статья 41) и образование (статья 43), управление муниципальной собственностью, охрану общественного порядка (статьи 131, 132). Данный Федеральный закон устанавливает самостоятельные перечни вопросов местного значения для каждого вида муниципального образования: поселения, муниципального района, городского округа (статьи 14-16). Этот перечень не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (п. 1 статьи 18).

Как следует из материалов, представленных гражданкой О.О. Андроновой, участок под строительство расположен на территории муниципального образования «Малая Охта», Санкт-Петербург, Красногвардейская площадь, 2. В то же время публичные слушания проводились на территории другого муниципального образования «Полюстрово», что является нарушением Конституции Российской Федерации, а также Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Проведение публичных слушаний в другом муниципальном образовании привело к нарушению статьи 3 (часть 2), статьи 40 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 130, что прямо ведет к нарушению прав граждан на местное самоуправление.

Из положений статей 39, 40 Градостроительного кодекса, в частности, из положений частей 2, 3 статьи 39 и частей 3, 4 статьи 40, следует, что федеральный законодатель относит вопрос о проведении публичных слушаний по предмету отклонения от предельных параметров разрешенного строительства к полномочиям органов местного самоуправления. Также согласно части 3 статьи 8 и статьи 63 указанного Кодекса проведение публичных слушаний не отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъекта Федерации, так как перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов, муниципальных образований внутригородских территорий городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург) является исчерпывающим.

Однако в перечень полномочий органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, содержащиеся в части 3 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации не включено право на проведение публичных слушаний, который Конституция Российской Федерации прямо относит к полномочиям местного самоуправления.

Отсутствие полномочий по проведению по предмету отклонения от предельных параметров разрешенного строительства не исключает возможности решения вопросов местного значения, предусмотренных положениями статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в ходе проведения этих публичных слушаний как одной из форм решения вопросов местного значения. Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства подразумевает вторжение в полномочия органов местного самоуправления, так как это затрагивает вопросы, который законодатель отнес к вопросам местного самоуправления.

Из прямого предписания части 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, как указал в своих правовых позициях Конституционный Суд Российской Федерации, сохраняющих свою силу, следует, что вопросы местного значения могут и должны решать именно органы местного самоуправления или население непосредственно, а не органы государственной власти (Постановления от 24 января 1997 г. № 1-П; от 15 января 1998 г. № 3-П; от 30 ноября 2000 г. № 15-П).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в его Определении от 5 июня 2003 г. № 274-О предполагается, что соответствующие положения законов и других нормативно-правовых актов Москвы и Санкт-Петербурга как субъектов Российской Федерации не должны приобретать неконституционный смысл.

Исходя и вышеизложенного и представленных материалов можно сделать вывод, что положения частей 3 по 9 статьи 39 и частей 3, 5, 6 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, их неопределенный смысл и двоякое толкование, ведут к нарушению Конституции Российской Федерации, ее статьям 3, 10, 18, 24 (часть 2), 130 (часть 1).


Вместе мы победим!