SpasiPiter.ru

 

ГЛАВНАЯ

ЗАКОНЫ

СУДЫ

Европейский суд

ПУБЛИКАЦИИ И ВЫСТУПЛЕНИЯ

ДОКУМЕНТЫ

ОБРАЩЕНИЯ К ВЛАСТЯМ

ИЗБИЕНИЯ | VIOLENCE

МИТИНГИ | CITY DEFENDING ACTIONS

ЛАХТА-ЦЕНТР

ВЫБОРЫ

НАШИ ПОБЕДЫ

Новости градозащиты

ЖКХ

Наведение порядка на Руси

ПОИСК

 

За эту красоту мы приняли бой

Free counters!

Спаси Питер! || Законы || Суды || ЕСПЧ || Публикации || Документы || Обращения к властям

Спасем Санкт-Петербург от варваров!

olga-andronova.livejournal.com
olga-andronova.blogspot.ru

"Наши мертвые нас не оставят в беде.
Наши павшие - как часовые"


ДОКУМЕНТЫ | Возвращаем наши памятники к жизни


СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРНОГО И ПРИРОДНОГО НАСЛЕДИЯ

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КУЛЬТУРЫ

199397. Санкт-Петербург, а/я 857. Тел. (812) 3557604. Факс (812) 6537139

от 28.06.2010 № 94

Исполнительному директору

ЗАО ОДЦ «Охта»

Бобкову А. А.

Уважаемый Александр Артурович!

Ваша претензия относительно неисполнения Некоммерческим партнерством в сфере образования, науки и культуры «Северо-Западный научно-исследовательский институт культурного и природного наследия» (Далее - СЗНИИ НАСЛЕДИЯ) ряда условий договоров №1/2009 от 30.04.2009 года на выполнение охранных археологических исследований объекта культурного наследия «Ниеншанц» (Зона 1), №2/2009 от 30.04.2009 года на выполнение охранных археологических исследований в зоне берегоукрепления берега р. Охта; №3/2009 от 30.04.2009 года на выполнение дополнительных охранных археологических исследований объекта культурного наследия «Ниеншанц» (Охта 1) в зоне распространения неолитического культурного слоя (далее – Договоры) рассмотрена.

По существу п.1 претензии сообщаем следующее:

Согласно п.4.2. Договоров сдача результатов работы Исполнителем и их приемка Заказчиком оформляется актом сдачи-приемки работ, в количестве 3 штук (2 акта сдачи-приемки работ для Заказчика, 1 акт для Исполнителя) с приложением справок о стоимости выполненных работ, в которых указывается стоимость фактически выполненных работ за отчетный период в соответствии с единичными расценками за соответствующий вид работы, указанными в приложении 1.

П. 4.3. Договоров возлагает на ЗАО «Общественно-деловой центр «Охта» (далее – ОАО «ОДЦ «Охта») обязанность в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня получения отчетных документов и акта сдачи-приемки работ направить Исполнителю подписанный акт сдачи-приемки работ, либо мотивированный отказ с перечнем недостатков и необходимых доработок.

Согласно п.1 ст. 720 ГК РФ, Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику. П. 2 означенной статьи устанавливает, что Заказчик, обнаруживший недостатки в работе при ее приемке, вправе ссылаться на них в случаях, если в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку, были оговорены эти недостатки либо возможность последующего предъявления требования об их устранении.

П. 3 статьи 720 ГК РФ при этом прямо указано, что если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик, принявший работу без проверки, лишается права ссылаться на недостатки работы, которые могли быть установлены при обычном способе ее приемки (явные недостатки).

Недостатки, на которые ЗАО «ОДЦ «Охта», ссылается в претензии, очевидно, относятся к явным. Однако в актах сдачи-приемки для расчета глубины исследований приведены данные от 1,4 м до 3 м, мотивированный отказ с перечнем недостатков и необходимых доработок ЗАО «ОДЦ «Охта» не составлялся. При учете того обстоятельства, что ежемесячная приемка работ производилась уполномоченными лицами ЗАО «ОДЦ «Охта», находившимися на месте проведения работ в течение всего периода их проведения, а также при подписании актов о приемке выполненных работ, основанием для производства расчета стоимости археологических исследований правомерно указаны исходные данные о глубине исследований от 1,4 м до 3 м. Указанные данные соответствуют реальному объему проведения работ с учетом Договоров и Положения о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчетной документации (утв. Решением Ученого совета Института археологии Российской академии наук от 30 марта 2007 года) (далее – Положение), в связи с чем требование ЗАО «ОДЦ «Охта» о возврате излишне уплаченных денежных средств безосновательно и не может быть рассмотрено СЗНИИ НАСЛЕДИЯ.

Дополнительно сообщаю, что последний акт № 7, направленный СЗНИИ НАСЛЕДИЯ ЗАО «ОДЦ «Охта» по договору 2/2009 для подписания 24.12. 2010 года до сих пор не рассмотрен, мотивированный отказ с перечнем недостатков и необходимых доработок также не предоставлен. При таких обстоятельствах, СЗНИИ НАСЛЕДИЯ полагает целесообразным применение положений, закрепленных п. 2 ст. 702 ГК РФ, в соответствии с которым при просрочке передачи или приемки результата работы риски, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, несет сторона, допустившая просрочку.

В связи с изложенным, СЗНИИ НАСЛЕДИЯ не находит каких-либо оснований для предъявления ЗАО «ОДЦ «Охта» в свой адрес претензий по рассмотренному вопросу.

Относительно пункта 2 претензии сообщаю следующее:

В соответствии со ст. 431 ГПК РФ, при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.

Если правила, содержащиеся в части первой настоящей статьи, не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание всесоответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон. Следовательно, законодатель, при определении смысла того или иного условия договора, в отношении которого у сторон возникли разногласия, предлагает обратиться к цели договора.

Целью Договоров для СЗНИИ НАСЛЕДИЯ являлось исследование, фиксация, научная оценка и выработка рекомендаций по сохранению памятника археологии, что было зафиксировано в Программе проведения охранных археологических исследований на территории объекта культурного наследия памятника археологии «Ниеншанц (Охта 1), согласованной КГИОП Санкт-Петербурга и Росохранкультурой до начала работ в 2007 г. Целью ОАО «ОДЦ «Охта» - получение заключения СЗНИИ НАСЛЕДИЯ о возможности строительства на территории, имеющей историческую и культурную ценность.

Однако при этом не следует упускать из виду, что правоотношения, сложившиеся между нашими организациями, имеют определенную специфику. А именно, они не являются полностью гражданско-правовыми в общеправовом смысле, ввиду того, что заинтересованным лицом в них является Российская Федерация. Участие Российской Федерации (ввиду того, что вопрос сохранения и исследования объектов исторического и культурного наследия является ее обязанностью, что закреплено Конституцией РФ, а также рядом международных договоров) выражается в четкой регламентации порядка деятельности лица, осуществляющего охранно-спасительные раскопки, а также порядка предоставления по результатам проведения таких работ итогового заключения для определения характера дальнейших действий. Этот порядок закреплен в Положении.

Однако данный нормативно - правовой акт распространяет свое действие на возникшие между нашими организациями гражданско-правовые отношения в строго-определенной части, в которой они представляют собой, по сути, не гражданско-правовые, а административные отношения, в которой они обеспечивают сохранение объекта культурного наследия. Указанный документ не распространяет свое действие на сферу гражданско-правовых отношений, где во главе угла стоит свобода договора, т.е. на вопрос предоставления либо не предоставления рекомендаций по строительству на исследуемой территории, с одной стороны, и по получению информации, представляющей научную ценность и материального вознаграждения за проведенные работы с другой.

Данный вывод прямо подтвержден п.6.9. Положения, в соответствии с которым, юридическим лицам, организующим проведение археологических полевых работ, принадлежит право на использование научного отчета в соответствии с действующим законодательством. При этом, п. 6.10. Положения гласит: исследователю, на имя которого выдан Открытый лист, принадлежит авторское право на научный отчет в соответствии с действующим законодательством. Указанные нормы наглядно демонстрируют ограниченную сферу действия Положения, оставляющего за гранью своего регулирования вопросы гражданско-правового характера, такие как интеллектуальная собственность и собственность в целом.

По изложенным основаниям, ссылка в претензии на обязанность СЗНИИ НАСЛЕДИЯ предоставить ЗАО «ОДЦ «Охта» итоговый научный отчет не основана на положениях действующего законодательства, а также на положениях заключенных между нашими организациями Договоров.

В соответствии с п.6.1. Договоров, если иное не установлено Сторонами, в ходе исполнения настоящего Договора Исполнитель обязан предоставить по требованию Заказчика Краткие Отчеты о выполняемых работах в течение десяти (10) рабочих дней с момента получения запроса. П. 6.4. устанавливает право заказчика, в случае его несогласия с предоставленным отчетом представить Исполнителю письменные возражения в течении предусмотренного Договором срока.

Касательно итогового годового отчета в Договорах содержится четкая регламентация обязанностей СЗНИИ НАСЛЕДИЯ. Она прописана в п.6.5., в соответствии с которым, годовой итоговый научный отчет об археологических исследованиях представляется в Академию наук для получения «открытого листа» на следующий календарный год. Приведенный пункт, помимо изложенного, содержит срок предоставления итогового научного отчета в Академию наук – не позднее 30 марта 2011 года.

В свете изложенного, необоснованной и противоречащей положениям Договоров представляется предъявленная претензия в части представления СЗНИИ НАСЛЕДИЯ в адрес ЗАО «ОДЦ «Охта» каких либо иных документов, помимо представленных.

Расширительная трактовка ЗАО «ОДЦ «Охта» п. 2.1.8. Договоров вступает в противоречие с действующим законодательством. В соответствии с первым предложением означенного пункта, СЗНИИ НАСЛЕДИЯ обязуется передать ЗАО «ОДЦ «Охта» в полном объеме все результаты работ по их завершении.

Однако в данной ситуации следует учитывать, что результатами работ по Договорам являются поэтапные заключения СЗНИИ НАСЛЕДИЯ о ходе работ (краткие отчеты), Краткий технический отчет по теме «Охранные археологические исследования на территории объекта культурного наследия крепость Ниеншанц (Охта 1) в зоне предполагаемого строительства по адресу: Красногвардейская пл. д.2» в 2006 – 2009 гг. СПб. 2009 (объем 179 стр.), переданный Заказчику 10.02.2010 и для передачи в КГИОП С.Петербурга - 25.02.2010., электронные планы территории участка с обозначением мест проведенных раскопок и выявленных объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, прочие материалы, в отношении которых, с учетом приведенных ранее целей Договоров, ЗАО «ОДЦ «Охта» заинтересовано.

В то же время очевидно и подтверждается условиями Договоров, что ЗАО «ОДЦ «Охта», как коммерческая структура, не может претендовать на передачу ей в собственность находок, обнаруженных на территории предполагаемого строительства, представляющих историко-культурную ценность для Российской Федерации и мирового сообщества в целом. При этом указанные находки также представляют собой результаты работ, проведенных СЗНИИ НАСЛЕДИЯ во исполнение Договоров. Указанные находки, согласно п.9 ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в течение трех лет со дня выполнения работ должны быть переданы на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда Российской Федерации.

В связи с тем, что на настоящий момент ЗАО «ОДЦ «Охта» в составе своего недвижимого имущества музеем не располагает, очевидно, что находки в числе результатов проведенных работ ему переданы не будут. Вышеизложенное позволяет заключить, что распространение действия первого предложения п.2.1.8. Договоров возможно лишь в той степени, в которой это не ущемляет интересы заинтересованного лица – Российской Федерации – и не противоречит действующему законодательству.

Аналогичная ситуация складывается и относительно отчетов СЗНИИ НАСЛЕДИЯ. При толковании положений Договоров, касающихся обязанности исполнителя по их предоставлению, следует учитывать, что первое предложение п.2.1.8. Договоров является общим и распространяет свое действие лишь в той степени, в которой это допускается нормами действующего российского законодательства и международных договоров РФ. Помимо этого, специальными положениями (п.6.5. Договоров) регулируется порядок предоставления результатов действий исполнителя (в виде итогового научного отчета) в распоряжение полномочных органов Российской Федерации – Института археологии РАН - в срок до 30 марта 2011 года. Указанный срок до настоящего момента не истек, в связи с чем, претензии ЗАО «ОДЦ «Охта» несостоятельны.

Иного обязательства исполнителя относительно указанного вида результатов проведенных работ Договорами не предусмотрено, в связи с чем, СЗНИИ НАСЛЕДИЯ полагает, что с его стороны отсутствует нарушение условий Договоров.

В соответствии с тендерной документацией 2007 г. и устных договоренностей с руководством ОАО ОДЦ «Охта», раскопки, напротив, были значительно превышены по площади, однако, эти работы не были оплачены. Подготовка годового итогового научного отчета по участкам превышения, задерживается до решения вопроса о финансировании этих работ, что зафиксировано в двусторонних протоколах. Акты об оплате этих работ были направлены в ЗАО ОДЦ «Охта» в марте 2010 г., но до настоящего времени не рассмотрены.

Вопрос о возможности передачи Заказчику полных научных отчетов по раскопкам после утверждения их Полевым комитетом Института археологии РАН может быть рассмотрен на основании отдельного договора, предусматривающего сохранение авторских прав.

Касательно обстоятельств, изложенных в п. 3 претензии сообщаем следующее:

Передача находок в государственное музейное хранение будет осуществляться в соответствии с действующим законодательством. Все индивидуальные находки, подлежащие обязательной передаче в государственное музейное хранение с территории работ вывезены. На территории раскопок (производства работ) на основании п. 2.2.6.7. (техническое задание п. 4.2.6) договоров №№1/2009, 2/2009, 3/2009 от 30.04.2009 в настоящее время находятся упакованные человеческие останки и крупногабаритные деревянные предметы (детали сооружений). В соответствии с п.4.27. Положения, «В зависимости от степени изученности и сохранности памятника археологии и характера материала исследователь вправе отобрать часть массового археологического материала, которая может быть оставлена на месте полевых работ. Этот материал должен быть подробно зафиксирован в дневнике, сфотографирован и представлен в научном отчёте. Оставляемый материал следует закопать на исследованной территории памятника археологии с точным указанием этого места на плане.

Человеческие останки должны быть определены антропологами, после чего они могут быть включены в состав коллекции или перезахоронены».

СЗНИИ НАСЛЕДИЯ обращалось в Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (далее - МАЭ РАН) с просьбой о включении человеческих останков в состав коллекции и передаче в МАЭ РАН. Однако в ответе МАЭ РАН было указано, что несмотря на высокую научную значимость, музей не в состоянии принять их на хранение и рекомендует произвести перезахоронение на месте обнаружения после всестороннего изучения. В связи с получением означенного ответа, СЗНИИ НАСЛЕДИЯ было принято решение не включать выявленные находки в состав коллекции.

Таким образом, в рамках обязанностей, принятых на себя СЗНИИ НАСЛЕДИЯ по Договорам, в сложившейся ситуации СЗНИИ НАСЛЕДИЯ может лишь захоронить обнаруженные человеческие останки, во исполнение абзаца первого п.4.27 Положения, на месте их обнаружения. Вывоз и перезахоронение данного вида объектов, равно как и обязание МАЭ РАН осуществить их прием СЗНИИ НАСЛЕДИЯ производить не компетентен.

В связи с вышеизложенным, просим Вас предоставить сотрудникам СЗНИИ НАСЛЕДИЯ и сотрудникам МАЭ РАН возможность завершения изучения человеческих останков, прерванного ЗАО ОДЦ «Охта». После этого СЗНИИ НАСЛЕДИЯ готово обсудить вопрос об их дальнейшей судьбе.

Сорокин П.Е.

Зам. Директора СЗИ Наследия


Вместе мы победим!